Меню Закрыть

Мга (Плешивцева Э.С., Абакуменко Г.С.)

Разрез р. Мга (скв. 6). Скважина пробурена на Приморской низменности, на левом берегу р. Мги. у ст. 45-й км Октябрьской ж.д. ниже железнодорожного моста на 1,5 км (Ленинградская обл., Кировский р-н).

Скважина заложена в период подготовки к международному геологическому кон­грессу ИНКВА (1982г.) совместно с О.М. Знаменской.

Скважина расположена на высокой террасе р. Мги.

Скважина 6, глубиной 53.7 м, вскрывает, с глубины 3.0 м, следующие слои:

Абс. отм. устья скв. — 36.0 м

Глубина, м
g 111 vd Суглинок серый с гравием, галькой, валунами 3.0 — 24.5
m 111 mg Супесь серая, плотная, безвалунная 24.5 — 25.2
Глина серая, с мелкими включениями осколков раковин моллюсков, с

редким гравием

25.2 — 26.8
Супесь серая с прослоями песка 26.8 — 28.0
Глина светло-серая, супесчаная с большим содержанием фауны 28.0 — 31.50
m 111 mg Глина зеленовато-серая, голубовато-серая до чёрной с запахом серо­водорода, с включением вивианита, с большим содержанием расти­тельных остатков, в конце слоя много ракушника 31.50 — 36.3
Глина коричневатб-сёрая, жирная с единичными раковинами моллюсков 36.3 — 38.0
Глина коричневато-серая, жирная с тонкими линзовидными прослоями светло-серого алеврита 38.0 — 42.0
Глина  коричневато-серая ленточная с  песчаными  алевритистыми

прослоями

42.0 — 45.0
lg 11 ms Глина ленточная, коричневая крупнослоистая 45.0 — 51.5
g 11 ms Супесь валунная, темно-серая 51.5 — 57.70
Cm Глина синяя, аргиллитоподобная, кембрийская 57.70 — 58.0

Разрез скважины 6 р. Мга вскрывает кембрийские глины.

Четвертичный разрез начинается ледниковыми и озерно-ледниковыми отложения­ми московского горизонта, мощностью 15.70 м, на глубинах от 57.7 до 42.0 выше, залега­ют межледниковые отложения микулинского горизонта, мощностью 17,5, на глубинах от 42,0 до 24,5м.

Растительность

Разрез скважины 6 р.Мга детально изучен палинологами Г.С.Абакуменко, Э.С.Плешивцевой, диатомистом С.С.Горшковой.

В верхнемосковских отложениях, представленных ленточными гли­нами, выделены палинокомплексы, отражающие четкую ритмичность в развитии расти­тельности и климатических условий. Состав палинофлоры и растительность характеризу­ют холодные приледниковые условия в период формирования ленточных глин, что про­явилось в распространении перигляциальной тундры и лесотундры, представленной бере­зовыми, березово-сосновыми редколесьями/березово-ерсновыми редколесьями с участи­ем ели, вновь березово-сосновыми и березовыми редколесьями.

В составе редколесий значительное участие принимали тундровые кустарничковые формации с травянистым покровом ксерофильного состава. Климатические условия изме­нялись от суровых и холодных к умеренно-холодным с некоторым улучшением климата и вновь к холодным. В верхнемосковских отложениях отмечены единичные находки пыль­цы Pinus n/p Haploxylon, характерные для отложений среднего неоплейстоцена.

В этот период существовал холодный пресноводный водоем, который испытывал колебание уровня.

Микулинские межледниковые отложения в разрезе скважины 6 р. Мга, представлены, в основном, осадками мгинской морской трансгрессии. Выделено 7 палинокомплексов, отражающие все зоны микулинского межледниковья от М1 – M8 и на­чала оледенения.

I — Первый палинокомплекс (M1), максимум ели

Отмечается увеличение участия пыльцы древесных пород (от 55 до 70%), в первую очередь ели с максимумом до 21% «нижний максимум ели». Доминирует пыль­ца сосны, отмечается уменьшение участия пыльцы берез (Betula sec. Albae), а также пыль­цы тундрового кустарничка Betula nana.

В травах увеличивается колличество пыльцы лесных мезофитов, представленных вересковыми, разнотравьем, таежными видами плаунов — Lycopodium clavatum, L. complanatum и спор папоротников (до 70%), доминирующих начиная с этого комплекса.

Впервые появляется пыльца умеренно-термофильных прибрежно-водных расте­ний, Sphagnium, Typha latifolia, характерных для зарастающих водоемов в их прибрежной зоне.

Характерной особенностью состава палинофлоры можно считать еще значительное участие пыльцы травянистых растений и кустарников (до 25%). В составе травянистого яруса продолжают господствовать ксерофиты — полыни (Artemisia) — до 50%, маревые (сем. Chenopodiaceae) — до 32%, по всей толще глин, отмечается -присутствие ксерофита р., Ephedra, произрастающего в условиях несомкнутого растительного покрова.

В спорах велико участие зеленых мхов, присутствуют тундровые аркто-альпийские виды — Lycopodium appressum, Botrychium boreale, плаунок плауновидный Selaginella selaginoides. растение тундровой и северотаежной областей.

Особенностью является различная степень насыщенности осадков пыльцой и спо­рами, а также их сохранность. Хорошая сохранность пыльцевых оболочек возрастает вверх по paзрезу, с глубины 38.0 м; в жирных глинах с фауной (гл. 38.0 — 36.6 м), уже от­мечается очень хорошая сохранность пыльцы и спор. Кроме того, в этих глинах уменьша­ется участие переотложенных спор и пыльцы палеозоя.

Таким образом, в период формирования коричневато-серых плотных глин (М1), со­став палинофлоры и растительность были неоднородны по видовому и экологическому составу. В течение всего периода формирования осадков, соответствующих нижнему мак­симуму ели в составе растительности сохраняется стеногляциальный флористический комплекс со значительным участием ксерофитных элементов флоры, что подтверждает преемственность флоры и растительности от прежней, позднеледниковой, эпохи московского оледенения.

Отмечается на этом рубеже постепенный переход от московской стадии (москов­ское позднелелниковье) 4с началу микулинского межледниковья, что выражено в переходе от перигляциальной лесотундры к редкостойным хвойным лесам — сосновым, еловым с березой и широким распространением открытых участков с ксерофильными полынными и маревыми группировками, с эфедрой, участием галофитов прибрежных засоленных место­обитаний.              Климатические условия холодные, умеренно-холодные, что подтверждается как составом растительности, так и условиями осадконакопления, это отразилось в степени сохранности и концентрации осадков пыльцой и спорами.

II — Второй палинокомплекс (М2), сосны и березы.

Доминирует сосна (Pinus sylvestris), отмечается небольшое участие ели, возрастает количество березы (Веtula sec. Albae). В спорах доминируют папоротники и лесные плауны.

Характерной особенностью палинокомплекса является небольшое увеличение участия тундровых видов пыльцы и спор — Betula nana, Alnaster fruticosus, Lycoposium appres­sum, Botrychium boreale, постепенно присутствие северо-таежно-лесотундрового вида -Selaginella selaginoides.

В составе трав продолжает присутствовать большое количество пыльцы полыней (до 27%), маревых (до 23%). Однако их участие уменьшается. Возрастает участие злаков (до 27%) и осоковых (до 38%), вытесняя вверх по разрезу пыльцу ксерофитов.

Характерно, что в изученных отложениях отмечена пыльца галофитов — Salsola kali, Suaeda maritime, произрастающих на морских побережьях.

Как показывает флористический состав палинокомплекса (М2), в составе расти­тельности, в период формирования глин зеленовато-серых, продолжают присутствовать i перигляциальные виды, с увеличением тундровых, небольшим сокращением ксерофильных элементов флоры. Получили распространение сосновые и березово-сосновые редко­стойные леса с елью, тундровыми и ксерофильными группировками. Характерно распро­странение галофитных лугов, произрастающих по побережью мгинского морского бас­сейна. В условиях меньшего засоления распространялись ассоциации осоковых.

III  — Третий палинокомплекс (М3) сосны и березы, появление дуба.

Отличительной особенностью палинокомплекса является появление пыльцы широ­колиственных пород, в основном дуба (до 11%), вяза (до 4%). В сумме пыльца широколи­ственных пород составляет (16%).

Лесообразующей породой остается сосна (до 65%). Сокращается количество пыль­цы Betula sec. Albae), в том числе и тундрового кустарничка Betula nana (до 2 %). Содержание ольхи и орешника остается незначительным (2%, 4%).

Существенные изменения наблюдаются в составе травянистого яруса: широкое развитие получает пыльца осок (до 46%) и мезофильного разнотравья (до 36%). Участие пыльцы полыней и маревых резко сокращается. По всему интервалу глин в большом ко­личестве присутствует пыльца теплолюбивых видов водных и прибрежно-водных расте­ний (до 22%) — Sparganium, Typha latifolia, Stratiothes, Myriophyllum, а также спор тепло­любивых папоротников — Pteridium aguilinum (до 8%).

Состав выделенного в верхней части зеленовато-серых глин с растительными ос­татками, флористического комплекса, характеризуют более кардинальные изменения в растительном покрове, соответствующие начальным этапам климатического оптимума межледниковья. Доминирующим типом растительности становятся леса. Распространялись сосновые леса с участием берез, широколиственных пород в которых основную при­месь составляли дуб, вяз. Климатические условия изменяются в сторону потепления.

IV — Четвертый палинокомплекс (М3), максимум дуба.

Абсолютное господство принадлежит пыльце древесных пород (до 94%), пыльца трав единична, споры (4-6%). Максимально участие пыльцы широколиственных пород (до 46%), доминирует дуб (35%), вяз (13%); образует максимум ольха (Alnus glutinosa) -240% и орешник (Corylus avellana) — 142%. В конце палинокомплекса появляется пыльца липы (Tilia cordata, Т. platyphyllos) – 1,0-1,8%. Значительное участие берез (В. sec. Albae) — 30-35%. Характерно присутствие кустарниковой березки Betula nana (2-6%). Участие хвойных — сосны и ели — незначительно.

Максимуму дуба соответствуют единичные находки — Viscum album — омелы белой, растения паразитирующего на широколиственных породах и являющимся характерным для микулинского межледниковья.

B травах присутствуют термофильные и умеренно-термофильные виды водных растений — Sparganium, Menyanthes, Nyphar, Potamogeton. В спорах присутствуют тепло­любивые виды папоротников — Osmunda cinnamomea (до 5%), Pteridium aguilinum (до 2%), Ophyglossum vulgatum.

Состав палинофлоры первой половины климатического оптимума, выделенный в глинах супесчаных с фауной, характеризует распространение широколиственных лесов с сосной и березой доминирующей ролью дуба, участием вяза, небольшим участием липы, в составе кустарникового яруса — орешника, по долинам рек, произрастали ольховники.

V — Пятый палинокомплекс (М6), максимум граба.

Доминирует пыльца граба (Carpinus betulus), образуя максимум (36-30%), участие пыльцы вяза и дуба уменьшается, небольшой максимум образует пыльца липы (Tilia cordata и Т. platyphylos) составляя 2-4%, еще значительно участие ольхи (до 70%) и орешни­ки, (до 40%).

Вторым компонентом спектров отмечается пыльца берез (Веtulа sec. Albae). Пыль­ца трав и спор отсутствуют.

VI — Шестой комплекс (М7), максимум ели.

Начиная с глубины 27,5 м возрастает участие хвойных пород — ели и сосны. Ель образует максимум (до 25%), «верхний максимум ели», возрастает участие берез (Веш1а sec. Albae).

Характерной особенностью является двойной максимум граба, на фоне максимума ели.

Второй максимум граба выделяется во всех изученных разрезах мгинской толщи (скв. 10, 6, 124) и связан с условиями формирования спорово-пыльцевых спектров в пери­од начавшейся регрессии (М6) мгинской трансгрессии, что подтверждается данными диа­томового анализа, а также сохранностью пыльцы граба.

Рас­пространялись широколиственные леса, основной доминантой был граб с небольшим уча­стием дуба и вяза, а также берез и сосны, которые сменяются увеличением ели, с распространением еловых и сосново-березовых лесов с участием граба, вяза, дуба.

VII — Седьмой палинокомплекс (M8), сосны и березы, выделен в верхней части раз­реза скв. 6, р. Мга, в глинах серых с осколками раковин моллюсков и гравием (гл. 26,8 -25,2 м) и супесях серых песчанистых безвалунных (гл. 25.3 — 24.5 м), завершая межледни­ковый этап развития растительности. Выше, с глубины 24.5 м залегают суглинки с галь­кой и валунами (морена).

По-прежнему доминирует пыльца древесных пород (до 70%), но их участие уменьшается по сравнению с периодом климатического оптимума межледниковья, отме­чается небольшое увеличение трав и спор.

Резко возрастает участие пыльцы березы и сосны, намного меньше участия ели. От­мечается пыльца широколиственных пород, в основном граба, присутствуют вяз и дуб. Несомненно, что большая часть пыльцы широколиственных пород переотложены из ни­жележащих отложений климатического оптимума межледниковья, что .также подтвержда­ется худшей сохранностью пыльцевых оболочек.

В супесях, с глубины 25.2 м, участие пыльцы берез возрастает более значительно.

Характерной особенностью ПК можно считать повышение участия северо-бореальных и тундровых видов пыльцы и спор — Betula nana, Alnuster fruticosus, Polygonum viviparum, Polemonium boreale, Lycopodium pungens. Отмечается небольшое увеличение пыльцы полыней и маревых. В спорах возрастает участие зеленых мхов. Палинокомплекс характеризует перестройку, в составе лесной растительности, доминирующая роль переходит к березовым, хвойно-березовым лесам с участием тундро­вых ассоциаций. Изменения в составе флоры и растительности в конце микулинского межледниковья (M) связаны с ухудшением климата.

Плешивцева Э.С., Абакуменко Г.С., Горшкова С.С. Отчет по изучению опорных разрезов четвертичных отложений окрестностей Ленинграда // С-Пб.: СЗ РФГИ. 1984.