Черемошник-5
Разрез Черемошник-5 расположен в 8 км к западу от г.Ростова, в пределах обширной тектонической депрессии. Судя по вскрытым отложениям, на протяжении кайнозоя здесь не раз возникало озеро. В настоящий момент здесь наблюдается депрессия, ограниченная с востока, юга и запада конечно-моренными отложениями, которые предположительно являются восточным отрогом Борисоглебской возвышенности. Максимальная мощность четвертичных отложений в пределах упомянутой депрессии превышает 100м, верхние 4м из которых имеют позднеплейстоценовый возраст. В микулинское межледниковье депрессия была заполнена водой и, вместе с Молого-Шекснинским и Ярославль-Костромским палеоозерами, являлась частью обширной озерной системы Восточно-Европейской равнины.
Обнажение расположено вблизи южной окраины деревни Черемошник, в стенке глубокого оврага. Разрез включает в себя 8 горизонтов, самый нижний из которых представлен мореной днепровского оледенения. Богатые органикой отложения располагаются в диапазоне глубин 240-370 см. Они представлены торфом, прерванным на глубине 354-360 см серыми слоистыми глинами. Самый верхний горизонт разреза относится ко времени валдайского оледенения и представлен илисто-глинистыми осадками.
Растительность
В результате проведенных палинологических исследований на пыльцевой диаграмме были выделены 7 зон.
1 зона соответствует первой половине фазы М1 (В.П.Гричук, 1982) – 362-370 см
процентное содержание пыльцы древесных пород достаточно высокое в нижней части слоя (до 55%), но постепенно понижается к верхней границе зоны. Пыльца ели образует здесь сильно выраженный пик, также здесь отмечается достаточно большое количество сосны и березы. Свой ощутимый вклад вносит сюда и пыльца холодоустойчивых кустарников, таких как Betula nana, B.humilis, Alnaster. На фоне общей низкой концентрации пыльцы, концентрация пыльцы кустарников выше древесных пород. В группе NAP преобладает пыльца Ephedra, Artemisia, Chenopodiaceae.
2 зона соответствует второй половине фазы М1 – 350-362 см
Роль пыльцы древесных заметно падает (35%), пыльцы Poaceae, Artemisia и Betula nana наоборот возрастает. Своих максимальных значений концентрации из всего разреза здесь достигает пыльца Poaceae. Также заметно содержание здесь Chenopodiaceae, Cyperaceae, Ericales. Важно отметить также присутствие здесь пыльцы Helianthemum.
3 зона соответствует фазе М2 – 300-350 см
Роль группы AP возрастает до 90% при преобладании Betula и Pinus. Появляется пыльца термофильных деревьев таких как Quercus и Ulmus, а также ольхи и лещины. Содержание спор (главным образом Polypodiaceae) увеличивается по сравнению с предыдущими зонами.
4 зона соответствует фазе М3 – 270-300 см
Содержание группы AP в этой зоне достигает 95-98%. Тем не менее содержание пыльцы Pinus и Betula все еще велико. Содержание пыльцы Quercus и Ulmus быстро увеличивается. Достаточно часто встречается пыльца Corylus и Fraxinus.
5 зона делится на 2 подзоны 5а и 5b и соответствует фазе М4 – 215-270 см
Преобладающей здесь является пыльца широколиственных пород, главным образом Quercus и Ulmus. Общее же процентное содержание пыльцы древесных пород достигает 97-98%. В подзоне 5а пыльца дуба достигает своего максимума и составляет 65% от AP+NAP. А в подзоне 5b увеличивается содержание Alnus и Corylus. Здесь также отмечается первое появление липы и граба. Особенностью этой зоны является высокое содержание Polypodiaceae.
Состав пыльцевых спектров резко меняется при переходе от зоны 5 к зоне 6. Возможно здесь имеет место перерыв в осадконакоплении и финальная часть межледникового оптимума отсутствует в этих отложениях.
6 (165-215 см) и 7 (145-165 см) зоны коррелируют с фазами М7 и М8 соответственно.
Здесь постепенно увеличивается процентное содержание группы NAP. В пыльце деревьев и кустарников преобладает пыльца ели, сосны и березы. Появляется пыльца Pinus sibirica. Частота встречаемости широколиственных падает и в верхней части зоны 7 совсем нисходит на нет. Также здесь отмечается низкое содержание спор. Очевидно, что в зонах 6 и 7 представлена заключительная часть межледниковья.
Novenko E.Yu., Velichko A.A., Suganova I.S., Junge F.W., Boettger, T. Dynamics of vegetation at the late Pleistocene glacial/interglacial transition (new data from the Center of the East European Plain) // Polish Geological Institute Special Papers. 16(2005). Pp. 77-82.