Манухино 2
В 1972 г. В. В. Писаревой во время полевых работ обнаружен разрез с древними озерными отложениями в 2,2 км восточнее дер. Манухино и в 1,2 км выше предыдущего обнаружения — Манухино II. Так как его верхняя часть оказалась закрытой оползнями, выше по склону была заложена скважина № 385 глубиной около 3 м. Средняя часть разреза до глубины 5,5 м, т. е. до уреза реки, описана по естественному обнажению, а его нижняя часть изучалась по результатам бурения (скв. № 3856).
Геология
№ | Описание слоя | Глубина, м |
1 | пески мелкозернистые, буровато-коричневые, глинистые с прослоями супеси и редкими гравийными зернами | 0-2,35 |
2 | желтовато-серые глины с гнездами мелкозернистого леска | 2,35-3,85 |
3 | глинистые гиттии и светло-серые глины с растительным детритом и линзочками гумусированного песка | 3,85-4,90 |
4 | Мелкозернистый песок с гумусом | 4,90-5,60 |
5 | красновато-коричневые, плотные глины, видимо, озерно-ледниковые | 5,60-11,60 и ниже |
Растительность
Отложения, находящиеся в интервале глубин 2,5-8,0 м, изучались с помощью спорово-пыльцевого анализа. Полученные результаты показали, что в разрезе МанухиноП_кроме осадков микулинского возраста имеются как более древние; относящиеся к концу эпохи московского оледенения, так и более молодые отложения начала валдайского оледенения. Последние в ранее изученных разрезах на р. Малой Коше не отмечались. Выяснилось, что озерно-ледниковые глины, вскрытые в основании разреза, содержат в изобилии карбоновые споры. Четвертичные микрофоссилии отмечались очень редко и в значительном количестве встречались только в интервале глубин 6,5—8,0 м. Среди них обнаружено сравнительно высокое содержание пыльцы недревесных растений, в основном полыни, с единичными находками зерен элементов степной флоры — Eurotia ceratoides, Ephedra sp. Среди пыльцы древесных пород преобладает береза, имеется также небольшое количество пыльцы обыкновенной сосны, единично встречена пыльца лиственницы. Определены пыльцевые зерна тундровых и северобореальных растений — карликовой березки и ольховника — Alnaster fruticosus, а также споры плауна – Lycopodium appressum. Спорадически встречается минерализованная пыльца дуба, вяза и липы, скорее всего переотложенная. Таким образом, результаты исследований озерно-ледниковых глин характеризуют гляциальную флору и свидетельствуют о развитии во время осадконакопления перигляциальных условий. В аналогичных условиях формировались озерно-ледниковые отложения времени отступания московского ледника и в пределах Ярославско-Костромского и Молого-Шекснинского озер (Гричук, 1961; Ауслендер, 1967; Лобачев и др., 1967).
Часть диаграммы, относящейся к толще песков с гумусом, серой глине и глинистой гиттии, дала исключительно отчетливую картину изменений растительного покрова за время микулинского межледниковья. Она отражает характерные для этой эпохи особенности в истории формирования лесной растительности (Гричук, 1950, 1961), с хорошо выраженной последовательностью кульминаций широколиственных пород: сначала появляются дуб и вяз, затем орешник с ольхой, наконец граб. Установлено, что в этом разрезе во время климатического оптимума межледниковья дуб представлен следующими видами, типичными для оптимума микулинского межледниковья: Quercus robur L., Q. petraea, Q. pubescens. Тремя видами представлен также вяз — Ulmus laevis, U. campestris, U. scabra, и липа — Tilia cordata, T. platyphylos, T. petiolaris. Определены споры папоротника — Osmunda cinnamomea.
Во всех образцах из древнеозерных отложений постоянно встречается пыльца водных и болотных растений, особенно обильно и разнообразно представленная в слоях, относящихся ко времени климатического оптимума межледниковья, где определены: Typha sp., Myriophyllum sp., колонии Pediastrum sp., Sparganium sp., Alismataceae, Nymphaceae. Эта часть диаграммы свидетельствует о развитии во время осадконакопления олигодоминантных широколиственных лесов с орешником в подлеске. К местам выходов грунтовых вод были приурочены заросли черной ольхи. Межледниковая часть осадков хорошо сопоставляется с другими разрезами в долине р. Малой Коши, а также со стратотипическим разрезом у с.. Микулино. Разрез Манухино II интересен также тем, что здесь стратиграфически выше микулинских осадков залегают отложения, относящиеся к валдайской эпохе. Они выделены в интервале глубин 0,0— 2,9 м и охарактеризованы спорово-пыльцевыми спектрами, резко отличными от описанных. В образце из голубовато-светло-серых глин (глубина 2,7—2,9 м) доминирует пыльца березы, среди которой около 70% принадлежит кустарниковым видам. Из числа недревесных растений преобладают мезофиты — представители семейств осоковых и злаковых. В составе спор присутствуют папоротники, зеленые и сфагновые мхи, гроздовник Botrychium boreale. Пыльца термофильных растений, по-видимому, переотложена из микулинских осадков.
Чеботарева Н.С., Писарева В.В., Малясова Е.С. Древнеозерный бассейн в долине р. Малой Коши // Известия АН СССР. Сер. Геогр. №4. 1979. С. 94-102.